В истории Церкви существует множество моделей христианского милосердия. В наше время возникла новая концепция, привнесённая в жизнь Церкви св.Сестрой Фаустиной и блаженным Иоанном Павлом II. Теологи определяют эту модель как персоналистическую, поскольку она сосредоточена прежде всего на достоинстве человека, а не на его нуждах либо самом акте милосердия, в отличие от иных, более ранних моделей. Теологическое выражение дал ей Папа Иоанн Павел II в энциклике «Бог, богатый милосердием»; а описательно, языком мистика и практика, её изложила св.Сестра Фаустина в своём труде, именуемом «Дневником». Из содержания этих записей можно вывести не только само её понимание милосердия, но также и процесс формирования в её жизни этой позиции и способов воплощения деятельной любви к ближнему.
В практике христианского милосердия чрезвычайно важным является уяснение самого понятия; от того, насколько верно понимается милосердие, зависит и его свидетельство перед другими людьми. В наши времена существует немало ложных понятий милосердия, ассоциирующих его с поблажками, снисходительностью, отказом от справедливости. Поэтому истинное понимание милосердия, отраженное в трудах св.Сестры Фаустины, заслуживает особенного внимания. Для неё человеческое милосердие очень тесно связано с милосердием Бога, а Его милосердие является первоисточником человеческого, его образцом и мотивом. Милосердие исходит из исполнения требований справедливости, каковая и есть главная мера любви, и приносит плоды конкретных действий. «Милосердие – это цветок любви» (Дн.651) либо поступок любви (ср. Дн.651), по словам Сестры Фаустины.
В жизни и наследии св.Сестры Фаустины отражено следующее понимание милосердия: свидетельствование милосердия ближним должно исходить прежде всего из достоинства нуждающегося человека, и лишь во вторую очередь – из его телесных и духовных нужд. Достоинство каждого человека, полученное от Бога уже в силу сотворения и искупления, – это непреложная ценность, которая объединяет нуждающегося с творящим добро. Увидеть в нуждающемся человеке достоинство, данное ему Богом и подчёркнутое Христом, – вот что имеет принципиальное значение для совершения дел милосердия, и именно подход к человеческому достоинству отличает персоналистическую школу милосердия св.Сестры Фаустины от иных моделей, возникавших на протяжении истории Церкви.
Понятое таким образом милосердие – имеющее свой источник, образец и мотив в Боге и сосредоточенное на достоинстве человека – у Сестры Фаустины становится образом жизни. А это значит, что речь идёт не только о совершении актов милосердия время от времени или же по случаю, но о христианской позиции по отношению к другому человеку во всех его измерениях, – позиции, всецело руководимой милосердной любовью. Я желаю вся обратиться в Твоё милосердие, – молилась Сестра Фаустина, – и быть Твоим живым отражением. О Господи, пусть этот самый великий дар Бога – Его неизмеримое милосердие – пройдёт через сердце и душу мою к ближним (Дн.163).